Основная тема проекта

«Развитие творческого потенциала дошкольников в изодеятельности на архитектурные темы через формирование ценностной системы психологических, нравственно - духовных характеристик символа «дом»

Добро пожаловать на мини - проект "Дом с улыбкой"!

Его цель - изучение и создание ценной и интересной теоретико - практической базы в рамках формирования творческого потенциала детей на основе расширения их представлений о понятии "дом"; исследование характера связи между символом "дом" и тем, что в нём воплощает ребёнок... и, возможно, ... ВЗРОСЛЫЙ...

суббота, 1 сентября 2012 г.

С цветка на цветок летает пчела. Готовит медок, всегда весела...

  • Знакомство Маришки с образом пчёлки
  • Немного о пчеле и много о её домике 
  • Наше творчество: МК изготовления дидактического панно "Там, где живёт пчёлка..." 
  • Знакомство Маришки с пчёлкой через игры
  • Наше творчество: аппликация "Пчёлки спешат домой"
 
     

Знакомство Маришки с образом пчёлки

        Настало время описать знакомство Маришки с таким насекомым, как пчела, и её домиком - УЛЕЕМ. К сожалению, непосредственно в "День пчёлки" мы не смогли понаблюдать в реальной действительности это деловитое насекомое - просто оно нам не встретилось. Впрочем, спустя день мы наверстали упущенное. Более того, в детском саду, куда Маришка ходит, есть интересные композиции с образами пчёлки, на что я обратила внимание крохи.


       Конечно, я, как в прошлые разы при знакомстве с муравьями и другими насекомыми, начала образование с себя. Итак, в рамках проекта "Дом с улыбкой" вот что я узнала...

         Немного о пчеле и много о её домике 

        Палеонтологические исследования показывают, что медоносные пчелы существовали миллионы лет до появления человека. Первые «прирученные» пчелы, вероятно, составляли рой, поселившийся в дупле дерева (рис. 23, 5) или в горшке, так как первобытный человек не мог отпилить или выдолбить изнутри толстую колоду.
        Палеонтологические исследования показывают, что медоносные пчелы существовали миллионы лет до появления человека.
        Первые «прирученные» пчелы, вероятно, составляли рой, поселившийся в дупле дерева (рис. 23, 5) или в горшке, так как первобытный человек не мог отпилить или выдолбить изнутри толстую колоду.
      Самые первые ульи, о которых мы знаем, были сделаны из древесной коры в форме цилиндров, которые плотно закрывали с одной стороны, пробка с другой стороны имела отверстия. Коренное население Центральной Африки до сих пор еще смазывает такие ульи привлекающими пчел веществами и развешивает ульи на деревьях для приманки диких роев.
        Чтобы извлечь мед и воск, из наполненных ульев пчел выгоняли дымом. Для этого ульи держали над костром. Ульи указанной формы находят по всему Старому свету от Гибралтара до Камчатки. В разных странах ульи делали из разных материалов, но всегда им придавали форму круглых или прямоугольных трубок, которые клали на землю или же на какую-нибудь подставку.
       В течение тысячелетий в Египте ульи делали из ила реки Нила и складывали их штабелями. Промежутки между ульями заливали строительным раствором. Ульи такого типа можно увидеть в гробнице Пабу - За (625 г. до н. э.), находящейся в настоящее время в музее в Нью-Йорке. В Северной Италии мы встречаем вертикальные ульи, ввезенные с севера, и трубчатые южные ульи. В греческом улье (рис. 15) сочетаются элементы северных и южных ульев.
         Планки, к которым пчелы прикрепляли свои соты, помещали поперек греческого улья. Построенные на планках соты весной вырезали и делили между 2 ульями. Греки знали, что пчелы в безматочной части семьи могут вырастить себе матку из молодой личинки. Есть основания предполагать, что Аристотель (342 г. до н. э.) пользовался ульями такого типа.
ящичный улей
Рис. 15. До изобретения подвижных рамок, окруженных свободным пространством для прохода пчёл, рамки без боковых и нижних планок устанавливали в верхней части соломенного или ящичного улья. В ульях с боковым отверстием приходилось вырезать соседние соты, чтобы вынуть планку с отстроенными на ней сотами.
         К северу от большой горной цепи почти всегда применялись вертикальные ульи, которые устанавливали на подставки, так как у них не было своего основания.
        Самые первые ульи плели из прутьев, которые для воздухонепроницаемости обмазывали смесью из коровьего навоза и глины (рис. 16). Для предохранения улья от дождя на него надевали соломенный колпак. Такие ульи являются, по-видимому, не менее древними, чем трубчатые южные ульи. В настоящее время их можно встретить только в самых отдаленных местах, но до середины XVIII столетия в Англии их было больше, чем соломенных ульев, или сапеток (рис. 17). Уход за пчелами в ульях из прутьев такой же, как и за пчелами в соломенных ульях. Чтобы убить пчел, ульи из прутьев погружали в горячую воду. Так возник медовый напиток, широко потреблявшийся в Европе до появления вина.
Сплетённый из прутьев ульи
Рис. 16. Сплетённый из прутьев ульи суживались к вершине. Внутренним устройством соломенные ульи и ульи из прутьев не различались.
различные соломенные ульи
Рис. 17. Различные соломенные ульи.
        В Восточной Европе, от Уральских гор до Эльбы, на смену плетеным ульям пришли деревянные ульи. В лесных местностях их делали из сосновых деревьев, вершины которых срубали, чтобы ветер не сломал их в наиболее слабом месте. Там, где леса были менее густые, использовали колоды, которым придавали вертикальное, а иногда и горизонтальное положение (рис. 23, 5). В нелесных районах ульи различной формы изготовляли из досок. В отдельных случаях ульям придавали форму деревянных статуй с летком впереди и дверцей для выемки сотов сзади.
Улей Геддеса
Рис. 18 Улей Геддеса.
Улей Прокоповича
Рис. 19. Улей Прокоповича (1807 г.)
         В Германии, к западу (но не к юго-западу) от Эльбы, примерно в начале христианской эры были изобретены соломенные ульи из крученых соломенных жгутов. Эти ульи ставили под навесы или же на подставки. Находящиеся на подставках ульи обмазывали глиной с коровяком и покрывали соломенными колпаками (рис. 23, 6 и 7). Ульи из крученых соломенных жгутов получили распространение в северо-западной части Европы.

Книжный улей Губера
Рис. 20. Книжный улей Губера.
         Можно сказать, что создание современного улья началось с введением улья Миу, рисунок которого (сделанный Кристофором Врэном) помещен в книге Хартлиба «Реформированное государство пчел» (1655 г.). В улье Геддеса, запатентованном в 1675 г , воплощена идея применения надставок и примитивных рамок. Эти ульи были сделаны из тонких досок, так как их устанавливали в специальных домиках. Эту же ошибку повторили Ворлидж, Вардер и Торлей, поэтому 8-угольные ульи исчезли из употребления. Лишь в 1819 г. Роберт Керр из Стьюартона начал изготовлять ульи из более толстого материала (рис. 21). Постепенно начали строить ульи с рамками. В 1880 г. появился улей современного типа.
Стьюартоновский улей
Рис. 21. Стьюартоновский улей (1819 г.) с узкими планками и со стеклянными полосками между ними.
Улей де Бовуа
Рис. 22. Улей де Бовуа (1845 г.), изобретённый во Франции до появления улья Лангстрота.
История развития улья в Америке
Рис. 23. История развития улья в Америке: 1 – рабочая пчела, 2 – матка, 3 – трутень, 4 – пчелиное дерево, 5 – колода с пчёлами, 6 – помпейский улей, 7 – соломенный улей, 8 – улей из металла и лубка, 9 – вертикальный колодный улей, 10 – германский улей, 11 – улей в виде бочки, 12 – стоячий ящичный улей, 13 – восьмиугольный улей, 14 – наблюдательный улей, 15 – улей с несколькими отделениями.
История развития улья
Рис. 24. История развития улья в Америке: 1 – рой пчёл, 2 – роение пчёл, 3 – поселение пчёл в улей, 4 – встряхивание роя с дерева, 5 – запатентованная в 1852г. сотовая рамка, 6 - запатентованная в 1867г. кормушка для пчёл, 7 – запатентованная с 1869г. рамка для сотов, 8 – запатентованная в 1874г. кормушка, 9 – запатентованная в 1878г. кормушка, 10 – запатентованная в 1881г. вощина, 11 – запатентованная в 1882г. вощина, 12 – запатентованная в 1884г. приспособление для перенесения пчёл в улей.
История развития улья в Америке
Рис. 25. История развития улья в Америке: 1 – запатентованный в 1830г. улей с отделениями, 2 – запатентованный в 1836г. домик для пчёл, 3 – запатентованный в 1842г. составной улей, 4 – запатентованный в 1843г. вентилируемый улей, 5 – запатентованный в 1852г. улей, 6 – запатентованный в 1860г. поддерживающая улей рама, 7 – запатентованный в 1869г. улей в форме усеченной пирамиды, 8 – запатентованный домик для пчёл, 9 – запатентованный в 1872г. улей с отделениями, 10 – запатентованный в 1877г. улей, 11 – запатентованный в 1879г. улей, 12 – запатентованный с 1878г. саморазделяющиеся рамки с широкой верхней линейкой, 13 – запатентованный с 1878г. павильон для пчёл, 14 – запатентованный в 1879г. улей с приспособлением для уничтожения восковой моли, 15 – запатентованный с 1884 г. улей с отделениями.
         Пастор Стефан Уайт в 1756 г. изготовил боковой улей, в котором части, выполняющие функцию надставок, добавлялись к гнездовому корпусу не сверху, а сбоку (рис. 25). Впоследствии Нутт (1832) возродил этот вид улья, который, однако, не обеспечивал большого медосбора. Томас Вилдман (1768) вставлял в соломенный улей поперечные планки, как это делалось в греческом улье, а его племянник Даниэль устанавливал стаканы над отверстиями, проделанными в соломенных ульях с плоским верхом. Этот прием был доведен до абсурда в башенном улье Бромвича (1873). Примерно в это же время И.Л.Христ (Германия) применил магазинные ульи, в которых надставками служили квадратные ящики без верха и без дна.
         Во Франции над созданием улья работали автор «Трактата о медовых мухах» (1690 г.) в Бурдонне. Изготовляли ульи в этой стране Дюше, Пальто и др. В США к началу XIX в. появилось много патентованных ульев (рис. 23—25), большинство из которых конструировалось так, чтобы не допустить развития восковой моли. В это же время Губер пользовался своим книжным ульем, который был очень удобен для изучения жизни пчел, но не оказал влияния на дальнейшее совершенствование улья (рис. 20).
         В первой половине XIX в. многие пчеловоды, например Дзержон и Берлепш в Германии, де Бовуа во Франции и Августус Мунн в Англии, пытались изготовить улей с подвижными рамками. Однако все созданные ими ульи были неудачными. Лишь в 1851 г. Лангстрот открыл пчелиное пространство в улье и сконструировал рамку, которую пчелы не приклеивали к улью. Вскоре были изобретены удалитель для матки, медогонка, искусственная вощина и другие принадлежности современного улья. В основу пчеловодства легли новые принципы, облегчившие уход за пчелами. Пчел не нужно было уничтожать. Каждая семья стала давать больше меда без примесей. (Источник)
         
         Много в Интернете можно найти и видеоматериалов и о пчеле, о пчеловодстве, о её жизни в природе. Например, ...



    Конечно, для показа Маринке необходимо было более адаптированное видео. После недолгих раздумий я показала крохе эпизод из её любимого мультфильма "Маша и медведь": знакомо и  способствует появлению целой волны положительных эмоций! После просмотра  мы сделали несколько вариаций игровых заданий и упражнений. Но сначала я расскажу о том, как можно самостоятельно без особых усилий сделать интересное игровое пособие. Моя идея была основана на наблюдениях за деятельностью Мариши и тех задачах, которые я ставила для себя по отношению к её развитию. Так, Маришка совершенствовала свои первые навыки с липкой поверхностью - таким образом, продолжаем работу с клеем - также совершенствовала умение наматывать ниточку (поверьте, для малыша это достаточно сложное занятие, но очень хорошо влияет на развитие моторики руки). Поэтому созрела вот такая идея, которую я воплотила в действительность.

Наше творчество: МК изготовления дидактического панно "Там, где живёт пчёлка..."

       Что нам понадобится:
    1.  Картон. Желательно достаточно прочный, чтобы не гнулся, но который без особых сложностей можно проткнуть, например, ножницами.
      2. Какая - нибудь форма, напоминающая форму пчелиного улея. Я использовала деревянное яйцо, которое можно сейчас свободно приобрести в магазине. Поскольку маленький ребёнок ещё не контролирует силовые усилия, то форма не должна деформироваться при манипуляции с ней.
    3. Нитки, с помощью которых можно создать фон для панно: небо, травку. И стоит взять мягкую, но достаточно толстую нить для деятельности крохи - работа с тонкой ниткой ещё крайне сложна!
     4. Трубочка пластмассовая от сока.
     5. Изображения пчёлок (одну желательно с мёдом).
     6. Изображение дерева.
       Примечание: Для меня большим спасением при организации занятий и создании пособий являются цветной принтер и сайт http://www.lenagold.ru - очень - очень хорошая коллекция картинок.
        Этапы:
       1.  Делаем элемент пособия - домик пчёлки с помощью деревянного яйца и нитки. Клеем мажем только самый верх яйца, чтобы закрепить нить. Дальше нить не должна быть скреплена клеем. Более того, при демонстрации панно ребёнку нить должна свободно свисать, закреплённая только сверху - ведь создание улея - это как раз задача, которая ставится непосредственно перед ребёнком (нижнее фото справа). Поскольку панно можно использовать несколько раз, то даже когда Маришка сама наматывала ниточку, мы не смазывали клеем всю поверхность яйца.
        Примечание:
     Особый момент - это применение клея. Я применяла клей - момент универсальный.  Однако лучше, конечно, использовать клей ПВА или клейстер, или обойный клей. Однако это займёт на порядок больше времени из - за клеящих качеств клея.


      2. Готовим фон. Всё очень просто: на намазанную клеем поверхность выкладываем нитками фон. Затем приклеиваем (я уже применила клей - карандаш) изображение дерева.



       3.  Делаем веточку, на которую потом повесим наш улей. Между нитками фона делаем брешь и ножницами проделываем дырку, в которую вставляем пластмассовую трубочку. Сзади панно закрепляем её либо скотчем, либо клеем.  Для придания более фиксированного положения созданной "веточке" обматываем её нитью и у основания крепим клеем.

        4. Приделываем к "улею" петельку  - смотрим, как будет выглядеть композиция. Вырезаем пчёлок.


       Знакомство Маришки с пчёлкой через игры

       Теперь всё готово к небольшому творческому процессу. Но для начала, конечно, мы с Маринкой рассмотрели пчёлок - для этого были заготовлены вырезанные изображения пчёлок и её фото. Когда рассматривали, поработали над звуками "ж" и "з" - второй звук получился, а вот с первым вышло что - то интересное :). Вырезанные изображения, а не картинки, ещё и тем хороши, что ими можно поиграть - первые театрализованные игры!
        Как работать над звуками? Конечно же, первое - это игровой показ  - звукоподражание насекомому, второй - обязательно забавные стихотворения - что может быть лучше для речевого развития, чем ритмичная речь с определёнными акцентами и интонацией?!!

  В. Зубков

Летом пчелкам целый день
Собирать нектар не лень.
Отнесут его потом.
В улей-свой чудесный дом.

Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберет,
Превращает пчелка в мед.
***
С. Бахрушина

С цветка на цветок,
Летает пчела.
Готовит медок,
Всегда весела.
С зари до зари,
В трудах и заботах,
Бездельницей слыть,
Ей совсем неохота.
***
М. Вержбовская

Ты, конечно, молодец,
Пчелка золотая,
Собираешь сладкий мед,
По цветкам летая.
Но погладить не могу
Я тебя за это,
Потому что жалишь ты
Даже добрых деток!
***
А. Мармазов

Хороша была пчела,
Когда меду нам дала.
А ведь раньше, прошлым летом,
Так ужалила при этом!
***

И. Гурина

Пчела голодная  была,
Накрыла стол себе пчела:
Нектар в ромашку налила,
И, позабыв про все дела,
Уселась, свесив ножки,
А жало – вместо ложки!  (Источник)

     В стихотворных строках малютке я рассказала о строении пчёлки - её характерной "полосатой тельняшке", жале и вкусном мёде (если у крохи нет аллергии, то обязательно дайте попробовать его). Импровизированная игра наподобие "Идёт коза рогатая..." о том, как пчёлка жалит, создаст маленькому ребёнку очень позитивный настрой, а телесный контакт - элемент игры - значительно улучшит общение - доверяем мнению детских психологов! Сопровождается игра строками короткого стихотворения А. Мармазова "Хороша была пчела...", приведёнными выше.
         После игры Маришке была предложена картинка, разрезанная на три части. Я применяю это упражнение очень часто, так как считаю, что оно позволяет определить, на каком уровне (условно, конечно) ребёнок ухватил образ, а также одновременно и развивает целостность восприятия объектов предметного мира. Мариша по - прежнему не отдаёт предпочтения этому занятию, однако, у нас видимый прогресс!
      Для проведения следующего упражнения понадобится контурное изображение пчёлки - раскраска - 2 одинаковых изображения. В одном из них раскрашиваем и вырезаем отдельные части, например, голову, лапки, полосочки. На другом изображении раскрашиваем всё, кроме тех частей, которые раскрасили и вырезали из первого. Это упражнение также развивает целостность восприятия. Вниманию Маришки было представлено не до конца раскрашенное изображение и подготовленные элементы, которые его дополняют - в этом и заключается игра. Надо сказать, что Маринка с такими заданиями справляется на "ура"!


         После всех игр, которые я описала выше, наступило время для творческого задания. Это игра и творчество одновременно.

Наше творчество: аппликация "Пчёлки спешат домой"

        Нам понадобится:
1) созданное панно "Там, где живёт пчёлка...";
2) вырезанные изображения пчёлок;
3) клей - карандаш;
4) салфетки влажные, если кроха испачкает руки липким клеем.
 
      Прочитаем стихотворение, чтобы создать сюжет к творчеству, с одновременным показом панно и обыгрыванием с изображениями пчёлок.

Л. Слуцкая

В рыжих тельняшках пчёлы
Снова командой весёлой
Вдоль по цветочной реке
Утром плывут налегке.
И возвратятся с добычей
В улей родной как обычно.
Мёд принесут золотой
С речки цветочной домой. (Источник)

      Заинтересовавшись панно, Маришка, конечно, принялась его исследовать. Как оказалось, пчёлки домой прилетели - с помощью клея - карандаша приклеиваем вырезанные изображения пчёлок, а домик - то ещё не готов - надо сделать для пчёлок улей - намотать ниточку на яйцо. Не скажу, что всё прошло гладко - Маришке было интересно, но пришлось это делать нам вместе, в противном случае всё закончилось бы слезами - манипуляции с ниточкой  - движения сложные и только - только начаты осваиваться так серьёзно!




        После предложила Маришке снова сложить изображение из частей - сделали и даже с улыбкой!

        Вот такой у нас получился "День пчёлки"! Конечно, в зависимости от заинтересованности малыша, игровые упражнения можно растянуть во времени в течение дня. Я же поступаю иначе - оставляю всё на столе Маришки, чтобы она имела к этому свободный доступ. Всегда с наслаждением наблюдаю, когда Маринка отвлекается время от времени от своих игр и подходит к столу, чтобы повторить то, что мы с ней делали. При этом заметила, что делает она это тогда, когда думает, что за ней никто не наблюдает :))).

5 коммент.:

Ольга Астраханцева комментирует...

Катя, я в восторге. Нашла для себя очень интересную информацию в виде истории создания ульев, сейчас то они однотипные. А еще удивительное панно по красоте.

Екатерина Белова комментирует...

Оля, спасибо. :) И мы тогда увлеклись как раз тем, что рассматривали. :) Спасибо, что оценила моё творчество. :) Тогда, я помню, провела целую тематическую недельку про насекомых. Но вот опубликовала, хоть и фотографировала, только несколько моментов. :)

Ольга Астраханцева комментирует...

Вот и я грешу тем, что почти не фотографирую процесс. Надо исправляться)))

Екатерина Белова комментирует...

Точно надо. ))))

Анонимный комментирует...

Придумал, надумал, каким образом, можно не раскрывая пчелиную колоду, либо сапетку, забирать удобно и быстро, один раз часть пчелиного мёда из них, летом, либо ближе к осени, делая это таким образом, что внутри пространства, жилища пчел, этой сапетки, либо пчелиной колоды, пчелы, не заметят порой, даже того, что у них взяли при этом часть мёда!!! В следующем комментари на этом вашем сайте, расскажу как это сделать, если этот публикуемый сейчас комментарий, опубликуется. Желаю вам счастья!!!

Отправить комментарий

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!