Основная тема проекта

«Развитие творческого потенциала дошкольников в изодеятельности на архитектурные темы через формирование ценностной системы психологических, нравственно - духовных характеристик символа «дом»

Добро пожаловать на мини - проект "Дом с улыбкой"!

Его цель - изучение и создание ценной и интересной теоретико - практической базы в рамках формирования творческого потенциала детей на основе расширения их представлений о понятии "дом"; исследование характера связи между символом "дом" и тем, что в нём воплощает ребёнок... и, возможно, ... ВЗРОСЛЫЙ...

понедельник, 16 июля 2012 г.

Русский фольклор о ДОМЕ глазами В.И. Даля

       
           Что ж, настала пора опубликовать материал, который был собран в рамках проекта за 2 года. Работа проведена немалая, много найдено интересного для изучения как взрослого, так и ребёнка. И, конечно же, теоретическое изучение всегда сопровождала насыщенная продуктивная деятельность! И сколько ещё предстоит!... 
          Любое изучение хорошо начинать с традиций и обычаев своего народа, с его взгляда и мировоззрения. Вероятно (и скорее всего), те учёные деятели, что ведут свои изыскания в направлении корней русского народа, найдут масса придирок ко мне из - за косноязычия: благо, посмотрела и телевизионные дебаты по данному направлению, и прослушала интересные лекционные материалы - конечно, мне не по силам сравняться. Однако, мы все сетуем, что нет у современности стремления обращаться взглядом назад, в прошлое: летим, сломя голову, вперёд... Надеюсь, мой пилотный поиск по дорогам древности вызовет всё же лёгкое умиление, а не возмущение, так как рассмотреть понятие "дом" и не заглянуть в книгу русских народных сказок, славянской мифологии; не узнать, что же такое "избушка на курьих ножках", "красный угол" и многие другие важные моменты - не просто не правильно, а лишено смысла. Связь налицо: патриотическое воспитание начинается с понимания выражения "родительский дом".

          Владимир Иванович Даль был талантливым учёным, лексикографом, но для нас особенно важно, что он был этнографом и собирателем фольклора. Поэтому обратимся к его пониманию сути "дома" и "быта" для русского человека.
   Материал, представленный ниже, позаимствован с  http://dom-mudrosti.ru
      Дом, по В. И. Далю, — это хата, изба, халупа, хати-на, хоромина. В древности это была землянка, создаваемая для тепла.
         Практически — это нечто большее, ведь недаром В. И. Даль записал меткое народное выражение «своя хатка — родная матка». В городских условиях понятие «хата» распространилось на квартиру или комнату в коммуналке. Вибрации обитателей хаты распространялись на всю территорию. Один московский аспирант из королевства Непал рассказывал случай с ним самим, когда по личному распоряжению короля его пришли арестовывать в квартиру, но сделать ничего не могли, так как он укрылся на кухне, а кухня, по непальским законам, священный очаг родного дома, не подлежит посещениям незваных гостей. Полицейским пришлось уйти ни с чем, несмотря на королевский приказ.
         «Своей хате и углы помогают». Почему?
       Красный угол избы освещался лучиной, лампадой, в нем помещали иконы, каялись в грехах. Огонь разрушает негативные голограммы, да к тому же человек перед своим Богом старался быть честным, он шептал то, что думал (как известно, ложь работает на саморазрушение потому, что у человека мысли и слова расходятся; это создает противоток или затор прохождения энергии, то есть предрасполагает к заболеваниям). Кроме того, человек населял дом духами Домового (награждая его шаловливым или суровым характером), вредной Кикиморы и т.п., что также ограждало пространство избы от негативных мыслей, хотя бы из страха прогневить домашних духов.
       Семейная медитация очищала дух, душу, тело. Стены и углы дома помогали выжить, адаптироваться.
          Вот почему такое уважение к хате: «В передний угол посоха не ставят», «Принимают, за обе руки берут да в красный угол сажают», «Красна изба углами, а обед пирогами», «В своих углах не староста указчик».
        А вот выражение «выносить сор из избы» предполагает лишь переносное значение — сор ментального плана. Вынесенный из избы сор (отрицательные эмоции) увеличивает зло в мире, резонируя, вызывая увеличение его мощности, как выплески ярости на стадионе или дискотеке, трамвайную склоку, разборки «новых русских» или скандалы в коммуналке. Тот же эмоциональный резонанс вызывает ликование на концертах любимых артистов.
         Наши предки уважали эмоции соседей, поэтому эмоции зависти, ревности, тяги к клевете и т.п. не подвергали резонированию. Одна бабушка, противница брака внука, после свадьбы сказала: «Она теперь наша, значит — хорошая!» (по книге  Безлюдовой М.М. «Энергетические тайны древнерусских пословиц»).
  
ПОСЛОВИЦЫ О ДОМЕ (ИЗ СБОРНИКА В. ДАЛЯ):

  • Держись друга старого, а дома нового! 
  • Тепло (в избе), как сам бог живет.
  • Хоть худ дом, да крыша крепка.
  • Дымно, да сытно (да тепло).
  • Наживи хлевину, а там и скотину!
  • Двор, что город, изба, что терем.
  • Добрая то речь, что в избе есть печь.

  • На дворе капель, так и у нас тепель.
  • Не красна изба углами, красна пирогами.
  • Кучи хоромину житую, а шубу шитую!
  • Изба ильинским тесом крыта (т. е. соломой}.

  • Купил дом и с домовыми. Дом домом, а домовой даром.
  • Что воскресенье, то новоселье (т. е. шатается).
  • Под капель избы не ставят (поверье, на какое место капало с кровли).
  • Свой уголок – свой простор. Своя хатка – родная матка.
  • Приведи бог и собачке свою конуру!
  • В добру пору воробью ненастье, коли стреха под боком.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Где оконенки брюшинны, тут и жители кручинны; где оконницы стеклянны, тут и жители ветляны (веселы, приветливы).
  • Не уедно, да улежно.
  • Печь нам мать родная. На печи все красное лето.
  • Пар костей не ломит, вон души не гонит.
  • Кумово мотовило под небеса уходило (дым).
  • Ни хуху, ни духу, ни третьего тепла.
  • Наша горница с богом не спорница: на дворе тепло, и у нас тепло.
  • Наша горница с богом не спорница: как на дворе холодненько, так и в ней не тепленько; а на дворе тепло, так и на печи припекло.
  • Наша изба не ровно тепла: на печи тепло, на полу холодно.
  • На улице петровки, в избе рождество (когда на дворе тепло, а стекла густо намерзнут).
  • Дом, как полная чаша. Дом – чаша чашей.
  • У Маланьи с маслом и оладьи.
  • Хозяйка в дому – что оладьи (оладышек) в меду.
  • Хохлатые курицы двором ведутся, а веселые девушки хозяйкой.
  • Горе тому, кто непорядком живет в дому.
  • Подержись за мотовило, подержись за молотило, а дудка сама придет.
  • Наш Ерема не сказался дома (от гостей или от работы).
  • Растворя горницу, да: «Ступай, вся вольница!»
  • Бегает от дому, будто черт от грому.
  • Уйдем всем двором, опричь хором, а дом подопрем колом.
  • В людях Илья, а дома свинья. В людях Ананья, дома каналья.
  • В людях: «Радуйся, царице!», а дома: «Не рыдай мене, мати!»
  • Продает с барышом, а ходит нагишом.
  • Пока уставится, а в кармане не много останется.
  • Сведем домок в один уголок.
  • Сведем так домок, что не нужен и замок.
  • Сведем домок в орехову скорлупу.
  • Чист молодец: ни стада (ни коз), ни овец.
  • То-то и гулять, как нечего загонять.
  • Стряпай день до вечера, а поесть нечего.
  • Была б мука да сито, и сама б я была сыта.
  • Дома не пекут, а в людях не дают.
  • Сосна кормит (мезга), липа одевает (лыко).
  • Куль да рогожа – вот те и одежа.
  • Жил, жил, да и прожился. Живучи проживаются.
  • Копил, копил, да черта и купил.
  • Денег много – мельницу строй; хлеба много – свиней заводи!
  • У него в доме ни удавиться, ни зарезаться нечем.
  • Ни ножа, ни топора, ни помолиться, ни зарезаться.
  • Ни кола, ни вола, ни села, ни двора, ни мила живота, ни образа помолиться, ни хлеба, чем подавиться, ни ножа, чем зарезаться.
  • Двор кольцом, три жердины конец с концом; три кола забито, три хворостины завито, небом накрыто; светом обгорожено.
  • У него в доме нечем собаки заманить.
  • В большом дому чего не хватишься, того (всего) нет.
  • За что ни хватись, все в люди катись.
  • Хвать за ухват, ан в люди бежать.
  • Муж возом не навозит, а жена рукавом не разносит.
  • Худая матка всему дому смятка. Бабьи умы разоряют домы.
  • Где бабы гладки, там воды нет в кадке.
  • Живет из кулака да в рот. Живет не в год, а в рот.
  • Живет на горке, а хлеба ни корки (о причте).
  • Что купит, то и лупит.
  • Не плачь, рожь, что продам за грош: весна придет – вдвое заплачу, а назад ворочу (о нерасчетливом хозяине).
  • Жить домком – не ломать хлеб ломком (а резать ломтем).
  • Посеял – не смерял; ест – не считает.
  • Крестьянин скотинкой жив.
  • Хлеб да живот (т. е. скот) и без денег живет.
  • В худого коня корм не тратят (не травят).
  • Животину водить – хлебу не угодить (не хлеба скопить).
  • Кто солому покупает, тот хлеб продает.
  • Дом – яма: никогда не наполнишь. Дом – яма: стой прямо!
  • Дом невелик, да стоять (лежать) не велит.
  • Что в поле ни родится, все в доме пригодится.
  • Запасливый лучше богатого.
  • Что дома скоплю, за тем в люди не пойду.
  • Мешок, что осметок: и вскинется, да не опрокинется.
  • По приходу и расход держат.
  • Каков приход, таков и расход (или: обиход).
  • По естю старец келью строит.
  • Шире себя (не сметя себя) жить, не добра нажить.
  • Паси (береги) денежку про (на) черный день.
  • Деньга на будень, деньга на праздник да деньга про черный день.
  • Деньга про белый день, деньга про красный день да деньга про черный день.
  • На свечу богу, на рукавицы, на соль, на деготь, на ков, на привар, на штоф вина (крестьянские денежные расходы).
  • Не хозяин, кто своего хозяйства не знает.
  • Не местом ведется (порядок, достаток), а хозяином.
  • Домом не управил, так и волостью (городом) не управить.
  • Не потакай своим, чтоб задать страха чужим.
  • Бей своих, чужие бояться будут.
  • Всякий страх в дому хорош (страх, в значении любви, почитания, послушания).
  • Один с сошкой (с сохою), а семеро с ложкой.
  • Не пилось бы, не елось, никуда б и добро делось.
  • Только что концы с концами сводим (т. е. приход с расходом).
  • Дрова да вода – бессчастным бог дает.
  • Чтоб было дворно (ко двору, споро) и не проторно.
  • Чтоб варево уварилось, изба теплом поскопилась.
  • Изба жилом (жильем, жилым местом) пахнет.
  • Жилом жить, не чуму (очагу, замест печи) молиться (архангельск.).
  • И стены в доме помогают. Дома и солома съедома.
  • Кто умеет домом жить, тот не ходит ворожить.
  • Не хочу я в мир по всякий блин.
  • Своя ноша не тянет, своя сермяга – не тяга.
  • Наварила, напекла Акулина про Петра.
  • Она прибирает, она подавает, одним одна за всех отвечает.
  • Спорынья в квашню! – Сто рублей в мошну! (Пожелание гостя и ответ хозяйки.)
  • Ищи добра (или: оброк) на стороне, а дом люби по старине!
  • Всего дороже честь сытая да изба крытая (мшеная).
  • Крыв да ухитка – шуба избе.
  • Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).
  • Кум с кумой видятся, а близко не сходятся (пол и потолок).
  • Дарья с Марьей видятся, да не сходятся (пол и потолок).
  • Стоит сыр дуб, в сыру дубу ящик, в ящике синь плат, в плате золото (дом, сундук, платье, деньги).
  • Сидит Микит, сквозь стены глядит (сучок).
  • Кривой Сысой за печкой сидит: на улицу глядит и в избе стережет (сквозной сучок).
  • Медвежий (коровий) глаз в избе (сучок).
  • Сквозь стену торчок (сучок в бревне).
  • На лавке кутак, не повернешь никак (сучок в лавке).
  • Что в избе самодел? (Щель).
  • Сам самодел, само делается (щель, трещина).
  • Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет (дверь: косяки, притолока и порог, полотно, рука, пята).
  • По сеням и так и сяк, а в избу никак (дверь).
  • По сеням ходит, а в избу нейдет (дверь).
  • Дерну, подерну Егора за горло (дверь).
  • Стару бабу за пуп тянут (дверь). Не шагает, а ходит (дверь).
  • Ходит без ног, держит без рук; кто идет, тот за порог берет (дверь в избе).
  • Два подьячих водят Марью вертячу (крючья и дверь).
  • Маленький, удаленький, в кулачке увяз (крюк и петли).
  • Ни в избе, ни на дворе, соловьино гнездо (дверная петля).
  • Баран в хлеве, нога в стене (крюк дверной).
  • Стоит мальчик, скривя пальчик (крюк).
  • На реке на Клязьме два борова увязли: пришел спас да ткнул в Николин глаз (пробой и замок).
  • Молчан-собака весь дом стережет (замок).
  • Верхогляд в избе (крюк, гвоздь, на который вешают).
  • Маленький мальчик всем под ноги смотрит (порог).
  • Дерну, подерну по белому Леонтью, Леонтий взглянет и рот растянет (подъемное оконце).
  • Поля стеклянны, межи деревянны (окно и рамы).
  • Зяб-перезяб в одних ферезях (окно).
  • Без рук, без ног по стене ползет (ставень в волоковом окне).
  • Двину подвину по белому Трофиму: спит Трофим – не ворохнется (волоковое окно).
  • У нас в избушке все поползушки (волоковые окна).
  • И зиму и лето на одном полозу ездит (волоковое окно).
  • По стене ползет – то к свету, то от свету (задвижной ставень).
  • Конь саврас по колено увяз (воротный столб).
  • Наш фофан в землю вкопан (столб).
  • Курица (или: старица) Софья весь век сохла, не пила, не ела, все вверх глядела (кол).
  • У церкви у двери притолоки изъели (из ели).
  • Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка (изба, печь, зола, уголь).
  • Хожу я по топотихе, загляну я в жукотиху, в жукотихе топыра, грохотихою укрыта (пол, чело печи, дрова, печь).
  • Мать толста, дочь красна, сын храбер (кудреват), в поднебесье ушел (печь, огонь и дым).
  • Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд (то же).
  • Зимой все жрет, а летом спит; тело теплое, а крови нет; сесть на него сядешь, а с места тебя не свезет (печь).
  • Зимой нет теплей, летом нет холодней (лечь и погреб).
  • Старая Варвара да сухой Матвей: привязался к ней, и теперь у ней (печь и голбец).
  • Толстая Фетинья, сухой Матвей привалился к ней (печь и голбец).
  • У нашей у буренушки на боку жбан к ней (печь и казенка, голбец).
  • Четыре братца под одним шатром стоят (стол).
  • Два Анисима, четыре Максима, седьмая Софья (стул, спинка, ножки, сиденье).
  • Лежит баран: не столько шерсти на нем, сколько ран (колода, на которой дрова рубят).
  • Сам худ, голова в (с) пуд (безмен).
  • Два бога увязло, пришел Спас да Миколе в глаз (пробои, замок и ключ).
  • Черненька собачка свернувшись лежит: ни лает, ни кусает, а в дом не пускает (замок).
  • Черная собачка весь двор стережет (замок).
  • Маленька собачка (маленький, пузатенький) весь дом бережет (замок).
  • Узелок Кузьма, развязать нельзя! имечко хорошо – Алексеем зовут (замок).
  • Тычу, потычу, ночью не вижу; дай-ка днем попытать (замок).
  • Днем висит, болтается, к ночи в норку собирается (болт у окна).
  • Сам дубовый, пояс вязовый, нос липовый (бочка, обручи, гвоздь).
  • Новая посудина вся в дырах (корзина).
  • Узловат Кузьма, развязать нельзя (цепь).
  • Два ушка, два рожка, посередине прорость (крестьянский рукомойник).
  • Курочка с хохлом, да кажинному поклон (рукомойник).
  • Висит килка на одной жилке (рукомойник).
  • Встану я рано, пойду к барану, пустой голове (рукомойник).
  • Сидит сова на примете, нельзя ее напоити (рукомойник).
  • Висит (весится), болтается, всяк за него хватается (полотенце).
  • Маленький шарик под лавкой шарит (веник).
  • Старый (маленький) Афанасий лычком подпоясан (веник).
  • Маленький Ерофейка подпоясан коротенько (веник).
  • Скручен, связан, по избе скачет (веник).
  • Маленький, удаленький, по полу елозит, заду не занозит (веник).
  • По полу скок и по лавкам скок; сядет в уголок, не ворохнется (веник).
  • Кургуз, короток, обежал весь городок и прижался в уголок (веник, голик).
  • Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится (веник).
  • По полу гудок, по подлавочью гудок – тот же гудок сел в уголок (веник).
  • Туда Митя, сюда Митя, и под лавку ушел (веник).
  • Мал, да удал: всех людей перебил и царю не спустил (веник банный и платяной).
  • Маленький пузанчик по городу ходил, всех ребят перебил (веник банный).
  • Вечор меня зеленушка уползал, уерзал и спать уклал (то же).
  • По сараю (по повети) хожу, ерыкалу ищу; ерыкаться хочу (веника ищу париться).
  • Медвежья лапа в избе (помело).
  • Медвежья лапа жар загребает (помело).
  • Вышла туторья из подполья, зачала золото загребать (помело).
  • Под полом, под середой, сидит баба с бородой (помело).
  • Старая старуха без ног, без рук, на стену лезет (пыль).
  • Рога в хлеву, а хвост в руках (ухват).
  • В хлеву у быка копна на рогах, а хвост на дворе у бабы в руках (ухват с горшком).
  • Кривая собака в печку глядит (кочерга).
  • Взят от земли, яко же Адам; посажен на колесницу, яко Илия пророк; ввержен в пещь огненную, яко три отрока; брошен в Черное море, яко же и фараон; кости и составы мои рассыпались; взяв меня, некая жена одела в пестрые ризы, и нача второй век жити (горшок).
  • Взят от земли, яко же Адам; посажен на колесницу, яко Илия; ввержен в пещь, яко три отроки; возжалився некая рабыня, облекоше его в пестрые ризы и застави его второй век жити.
  • Егда же приидет расслабление костем его, тогда повержен бывает на распутие, и земля костей его не приемлет (горшок).
  • Взят от земли, яко же Адам; ввержен в пещь огненную, яко три отроки; взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия; везен бысть на торжище, яко же Иосиф; ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус; возопи велиим гласом, и на глас его прииде некая жена, яко же Мария Магдалина, и, купивши его за медницу, принесе домой; но расплакася по своей матери, умре, и доныне его кости лежат не погребены (горшок).
  • Родился я в каменной горе, крестился в огненной реке, вывели меня на торжище; пришла девица, ударила золотым кольцом; мои кости рассыпучие, в гроб не кладучие, блинами не помянучие (горшок).
  • Катились каточки по липову мосточку; увидели зорю, бросились в воду (горох варят).
  • Дерется пет с орлом, прилетел коршун с хвостом разнимать пета с орлом (вода в чугуне, огонь и уполовник).
  • Весь лес в обрез, два дерева выше всех (ушат).
  • У туши уши, а головы нету (ушат).
  • Три ноги, два уха да шестое брюхо (лохань).
  • Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит (коромысло с ведрами).
  • Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).
  • Двое купаются, а третий дивуется (коромысло с ведрами).
  • Два братца хотят подраться, да руки коротки (коромысло).
  • Два братца пошли в воду (в рай) купаться (ведра).
  • Сто полен в запасе, а на истопку не будет (ведра).
  • Через море котовий хвост (перевясло у ведра).
  • Через сине море журавлиное горло (перевясло на посуде).
  • Щука в море, хвост на угорье (ковш).
  • Утка в море, хвост на горе (на воле; или: на заборе. Ковш).
  • У нас в избушке красны бабушки (т. е. игрушки, ложки).
  • Вокруг пролубки все голубки (ложки вкруг горшка).
  • Выну изо рта ягодку, оближу и опять положу (ложка).
  • Идет коза, бьет рогам по всем углам (мутовка в квашне).
  • Щука в воде, а хвост наружи (уполовник).
  • Сорока под тыл летала (уполовник).
  • Ширну, пырну, – выдерну, пырну (веселко).
  • В лесу снята, в дому гнута, посередине заплетена (сито).
  • Есть свято, с липы снято; по краешкам ремешки (по краям тпрусеньки), а в середке тпру (сито).
  • Сивая кобыла по торгу (по полю, по огороду) ходила, по дворам бродила, к нам пришла, по рукам пошла (сито).
  • В лесу гнуто, в торгу брато, по краям тпру, по серединке тпрусё (сито).
  • Чем в избу воды не принесешь? (Решетом.)
  • Чудо чудом, сошлось кругом: дыр много, а выскочить некуда (решето, сито).
  • Тар-тарары, двор двероват, а некуда ни выйти, ни выехать (сито).
  • Свинка – вырезана спинка (ночевка, лоток).
  • Идет свинья из овина, с обоих концов по рылу (ночвы).
  • Бока да спина, а брюха нет (ночвы, ночевка).
  • Бежит свинья из Саратова, вся исцарапана (терка).
  • Выведу коня из заднего хлева: копыта белы да и подковы (пахт).
  • Бился баран с козлом, помутилась вода с песком (мешать масло).
  • Четыре сестрицы в одну лунку целят (доить корову).
  • Стоит козелок на маленьких ножках; пышет и дышит, а души нет (самовар).
  • В небо дыра, в землю дыра, посередь огонь да вода (самовар).
  • Чурило, закуреное рыло (светец).
  • Поставлю – стоит; положу – лежит; дом держит (светец).
  • Стоит Гаврило – замарано рыло (светец).
  • Стоит старец, крошит тюрю в ставец (светец и лучина).
  • Старый старичок под себя тюрю мнет (светец с лучиной).
  • Стоит Трошка на одной ножке, крошит крошки (светец).
  • Четыре Василисы в одно место свилися (светец).
  • Стоит Куземка, крошит крошатку – ни себе, ни другу (светец).
  • Стоит Ерошка на одной ножке, крошит крошатку, ни себе, ни мне, ни другу (светец).
  • Летом не преет, а зимой не греет.
  • Небом покрыто, полем огорожено.
  • Дождем покрыто, ветром огорожено.
  • Цыганский дом: три кола да посередине головня.
  • И надо всеми не покрыто (т. е. одно небо).
  • Жилья с локоток, а житья с ноготок.
  • Что такое? – Три покоя, а жить негде.
  • Избушка на курьих ножках. Свиная закута, соломой заткнута.
  • Избушка на курьих ножках, пирогом подперта, блином покрыта (из сказки).
  • Хорош бы дом, да черт живет в нем.
  • Хоромишки, что горшки стоят: ни кола, ни двора (т. е. не обгорожены).
  • При семи дворах, восемь улиц.
  • Бане не сгореть, а овина не потушить (поверье).
  • Овина не отнимывать, а бане не сгарывать.
  • Чулан – другая изба. Без ухожей не дом, а булдырь.
  • В поле в покате, в каменной палате, сидит молодец, играет в щелкунец: всех перебил и царю не спустил (веник в бане).
  • Дуга золоченая, сбруя ременная, а лошадь некормленая.
  • Хороши хоромы, да нет обороны.
  • Ни кола, ни двора, а вереи точеные.
  • Голытьба, голытьба, а подворотня решетчатая.
  • Всякий дом хозяином держится.
  • Всякий дом – по большу голову стоит.
  • Дом красится хозяином.
  • Без хозяина дом – сирота.
  • Без хозяина двор и сир и вдов.
  • Не по дому господин, а дом по господину.
  • Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
  • Каково на дому, таково и самому.
  • Свой дом – не чужой: из него не уйдешь.
  • Дома – не в гостях: посидев, не уйдешь.
  • На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай (затирай)!
  • И мышь в свою норку тащит корку.
  • Из песку веревки (не) вьют.
  • На обухе рожь молачивал, зерна не утрачивал.
  • На обухе рожь молотил, зерна не уронил.
  • Кабы на скопидомку не крысы, так с нею б и ладов не было.
  • Добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет.
  • Хозяин весел, и гости радостны (радошны).
  • Обед не в обед, как хозяина (хозяюшки) нет.
  • Кто хвалит горницу, тот хвалит дворницу.
  • Пиво не диво, и мед не хвала; а всему голова, что любовь дорога.
  • Голь перекатная – без весу и меры живет.
  • Дома нет хлеба, так в людях до нови будет.
  • С голодным брюхом да по добрым людям.
  • Нет дома муки, так попроси у Луки.
  • Вдруг густо, вдруг и пусто.
  • Туда-сюда рубль, так-сяк два, за корову полтора (отчет хозяйки).
  • Грош за рыбу, грош на рыбу, да грош на нее ж. – Все ты врешь! – Да бишь за врешь отдала грош.
  • Коли изба крива – хозяйка плоха.
  • Домовать на дому – закладать жену (т. е. жена порукой в хозяйстве; переиначено из: долговать на Дону, закладать жену, т. е. коли должать на чужбине).
  • Прощай, квашня, а гулять пошла.
  • Се бук, се платье, се квашня, се хлебы, се ребенок плачет.
  • У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют.
  • Не припасла хозяйка обеду, так, видно, толкнуться к соседу.
  • Какова Устинья, таково у ней ботвинье.
  • У нашего дяди все редька: триха редька, ломтиха редька, редька с маслом да редечка с квасом.
  • Щи, горох, да горох со щам, маленький горох да большой горох.
  • Что сварили, и то в печи забыли (застудили).
  • Сорока под порогом, и кошка умылась, а в доме ни мучицы, ни крупицы.
  • Гости за гостями (гость по гостю), а ложки не мыты.
  • Корова на дворе, а вода на столе.
  • За навозом проезду (провороту) нет, а молока купить не сыщешь.
  • Порог поскребла да пирог испекла.
  • Только то и есть в сусеке, что мыши нагадили.
  • Садила пять, вынула шесть; одного нет как нет.
  • Откусишь – гребенка, посадишь – перепелка, сидит, не летит (насмешка над хлебом плохой хозяйки).
  • Отрежешь – оселка (оселок, брусок), откусишь – гребенка.
  • Хозяйка из села Помелова, из деревни Вениковой, пирожок испечет, и корова не ест; да поставит (растворит) три, посадит (в печь) два, а вынет один.
  • Как хлеб дошел, так пирог пошел; а пирог дошел, так блин пошел; а блин дошел, так в мир пошел.
  • Затеяла кумица трубицы, а нет ни соли, ни мучицы.
  • Тетушка Варвара, меня матушка послала: дай сковороды да сковородничка, мучки да подмазочки; вода в печи, хочет блины печи.
  • Дурак дом строит (о горожанах): под солдатов возьмут.
  • Из пустой хоромины либо сыч, либо сова, либо сам сатана.
  • Два медведя в одной берлоге не живут (не уживутся).
  • Ковригу резать (о братьях в крестьянстве: разделиться, разойтись, от обычая при этом делить хлеб) – двоим наклад.
  • Кошка да баба завсегда в избе, а мужик да собака завсегда на дворе.
  • Семь топоров вместе лежат, а две прялки врознь.
  • Дом вести – не бородой (не вожжой) трясти.
  • Дом вести – не лапти плести.
  • Животинку водить – не разиня рот ходить.
  • Домом жить – обо всем тужить.
  • Двором жить – не лукошко шить (как ни сшил, все ладно).
  • Домом жить – не развеся уши ходить.
  • Домок вести – не задом трясти (т. е. не плясать).
  • Кур пасти – добра не обрести.
  • В своем дворе и щепка бьет.
  • Всякий черт в своем болоте ворочай!
  • Всяк кулик в своем болоте велик.
  • Всякий бухалень (бугай, выпь) в своем болоте голосист.
  • Вольно черту в своем болоте орать.
  • Твой дом, твои и гости (твоя и воля).
  • Всяк в своем добре волен. Нет большака супротив хозяина.
  • В своей семье сам большой (всяк сам волен).
  • Мышь в коробе, как воевода в городе.
  • Большой в дому, что хан в Крыму.
  • Хозяин в дому, что медведь в бору (что как хочет, так и ворочат).
  • На своей улочке и курочка храбра.
  • На своем пепелище и курица бьет (а петух никому спуску не дает).
  • И крот в своем углу зорок.
  • Велик боярин – свинья на болоте.
  • Своя воля во щах (да в бане, да в жене).
  • Щей горшок, да сам большой.
  • Горшок на всю семью большой.
  • Горшок упольник, везде угодник: в колья и мялья и в лес по помелье.
  • Пуст (худ, мал) горшок, да сам большой.
  • Хоть не пышно, да затишно.
  • Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай!
  • Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай!
  • Нет большака супротив хозяина.
  • Всякий дом большаком прост, а горшок большухой (прост, в значении сердечной простоты, радушия).
  • Хозяин в дому, что медведь в бору; хозяюшка в дому, что оладышек в меду.
  • И в Польше нет хозяина больше.
  • Хозяин в дому, как Авраам в раю.
  • Хозяин, что чирий: где захотел, там и сел.
  • Стоит бычище, проклеваны бочища (дом и окна).
  • Основа соснова, уток соломенный (крыша).
  • Снаружи рогата, изнутри комола (углы в избе).
  • Что ни гость, то постелька (венцы и мох в пазах).
  • У нас да у вас поросенок увяз (мох).
  • Сто гостей, сто постелей: у каждого гостя своя постеля (бревна избы).
  • Сто гостей, сто постелей – одному гостю нет постели (матица).
  • Сто молодцов на одном головище (изголовье) спят (накат на матице).
  • Все кишки в одном горшке, одна кишка поперек горшка (матица).
  • На улице кромушка, в избе ломоток (бревно в стене).
  • Два ворона летят, одну голову едят (грядки и голбец).
  • Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами).
  • У нас в печурочке золотые чурочки (дрова в печи).
  • Полна коробочка золотых воробышков (жар в печи).
  • Что в избе заприметка? (Загнетка).
  • Сохнет Софья, ни пьет, ни ест, все на небо глядит (труба).
  • Сидит Арина, рот разиня (печная труба).
  • Сидит барыня (баба) на печке в белой епанечке (труба).
  • Два свояка, между их черная собака (чело, труба, дым).
  • Два белыша ведут черныша (чело печи и очелыш).
  • Ходит Хам по лавке в Хамовой рубашке; открою окошко, выдь, Хам, вон (дым в черной избе).
  • Серое сукно тянется в окно (дым из курной избы).
  • Черт голенаст, выгибаться горазд (дым).
  • Кверху корнем растет (сажа).
  • Полон засечек красных яичек (уголья в порску).
  • Закопай – не гниет, кинь в воду – поплывет (уголь).
  • Не ходи канда (кот) в пенду (печь), в пенде канда (каша) прохонда (для гостя, новгородская устаревшая весьма обычна шутка).
  • Поле маленько, распахано гладенько, ни сохой, ни бороной, чертовой бородой (под в печи).
  • День корпит, ночь корпит, под затопом (или: одно утро) спит (заслон).
  • Где Самсон в избе? (Заслон.)
  • Матушка Софья день и ночь сохнет: утро настанет, прочь отстанет (заслонка печная).
  • Стоит волк – опаленный бок (заслон).
  • Чертова бабка вся в заплатках (каменка в бане).
  • Полна поветка воробышков: сидят, не летят, почирикивают (камни на каменке шипят при поддаче).
  • Черная корова целый ушат воды выпила (банная каменка).
  • Шапка татарка (чертова шапка) вся в заплатках (каменка).
  • Стоит свинка, золота щетинка (накаленная каменка).
  • Без рук, без ног, богу молится (очеп, журавец).
  • Ни рожен, ни ряжен – богу молится (очеп).
  • Старик над водой, трясят головой (журавец с бадьей).
  • Бык ревет, на поветь хвост дерет (очеп).
  • Козел ревет, вверх хвост дерет (очеп).
  • Стоит в воде по горло, а не напьется (кол).
  • Два братца одним пояском опоясаны (два кола).
  • Сто один брат, все в один ряд, вместе связаны стоят (частокол).
  • Криво-лукаво к лесу бежало, зелено-кудряво спрашивало: – Криво-лукаво, куда ты бежишь? – Зелено-кудряво, тебя беречи (стеречи. Загородь вокруг поля).
  • Криво-лукаво, куда побежало? – Зелено-кудряво, тебя беречи (изгорода).
  • Цепь за цепь до самого лесу (изгорода).
  • Шел я мимо декоськи, видел дело такоське: волога вологу ест; я пришел, разландал, выландал и заландал (т. е. шел мимо огорода и увидал овцу, отворил эаворы, выгнал ее и запер заворы).
  • На свете три кривобоины (дорога, река, изгорода).
  • Бежит волчок, выхвачен бочок (залавок).
  • В избе доской, в сенях трубой (постель).
  • Днем трубой, ночью полосой; в избе доской, в сенях трубой (войлок, постель).
  • Без рук, без ног – рубашки просит (подушка).
  • Два брюшка, четыре рожка (подушка).
  • Под одной шляпой четыре брата стоят (стол).
  • Четыре сестрицы под одной фатицей (стол).
      Что - то из представленного материала было изучено только взрослыми, так как некоторые слова и выражения, являясь устаревшими,  не сразу были понятны, а потому трудны для объяснения детям. Однако большая часть материала показалась детской аудитории весьма занимательной.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!