Основная тема проекта

«Развитие творческого потенциала дошкольников в изодеятельности на архитектурные темы через формирование ценностной системы психологических, нравственно - духовных характеристик символа «дом»

Добро пожаловать на мини - проект "Дом с улыбкой"!

Его цель - изучение и создание ценной и интересной теоретико - практической базы в рамках формирования творческого потенциала детей на основе расширения их представлений о понятии "дом"; исследование характера связи между символом "дом" и тем, что в нём воплощает ребёнок... и, возможно, ... ВЗРОСЛЫЙ...

среда, 18 июля 2012 г.

"Архитектурная" тематика в наполнении предметно - развивающей среды в ДОУ




       В рамках проекта "Дом с улыбкой" задумано много интересного и в обогащении предметно - развивающей среды. Готовясь к  муниципальному конкурсу по благоустройству территории и одновременно участвуя в разработке экологической тропы, коллективом ДОУ были созданы такие объекты, как...

1.     Композиция «Цветочный городок крошек – малышек».

2.     Композиция цветочного дома с маленькой хозяйкой мира цветов – девочкой – эльфом.

3.     Композиция «В лесу дремучем чудная избушка».

4.     Композиция «Грибное царство».


5.     Композиция «Мельница».

6.     Композиция «Пасека».

       В каждой композиции свой особый смысл, под каждую композицию (заметьте, все они объединены общей темой - ДОМ) на экологической тропинке составлен свой рассказ, подобран образный ряд для предварительной работы. Кстати, вот она - наша экологическая тропинка:

          На территории детского сада 4 больших клумбы (объединённые и представленные на экологической тропе как объекты №11 и №18), помимо миниатюрных цветочных клумб на прогулочных участках. Безусловно, они являются объектами экологической тропинки. Но дети есть дети, и просто рассматривать красивые цветы, конечно, им нравится, однако, если наблюдение сопровождает красивая и интересная история или сказка, то мотивация на исследовательскую деятельность будет гораздо сильнее. Основной смысл созданных композиций, как я уже написала выше, это акцентирование понятия "дом". Очень хотелось донести до малышей, что дом - это прежде всего ощущение эмоционального комфорта, гармонии. А как показать детям то, что мы едины с природой? Что это и наш дом, и дом для очень многих интересных обитателей флоры и фауны планеты Земля? Поэтому на каждом объекте есть свой миниатюрный хозяин: крошечные человечки или девочка - эльф. Представляю примерный ход беседы - наблюдения, как я бы это провела (а что-то уже и проводится). Сразу хочу сказать о том, что идеей к созданию композиции послужило творчество Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Поэтому для проведения подобного рода беседы я предлагаю освежить память и провести серию документального и художественного чтива. Например, в электронной энциклопедии Википедия вы найдёте интересный экскурс по городам из книги о Незнайке - города из книг о Незнайке.

             Беседа - наблюдение №1. Объект №18 (2 большие клумбы, объединённые в один объект). Старшие дошкольники.

 Объекты для наблюдений:

  • Ирисы, 

  • Ромашки,

  • Васильки, 

  • Лилии,

  • Петуния,

  • Бархатцы,

  • Астры,

  • Настурция.

Примечание: Возможны варианты с другими разновидностями цветов.

Цель: изучение и наблюдение за жизнью растений в тёплый период года; воспитание бережного отношения к цветам, формирование представления о том, что цветы - это живой дом и источник питания для насекомых.

Предварительная работа с детьми и родителями воспитанников:

  • Организация конкурса - выставки 
     "В нашей группе на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки..." (строки из стихотворения Н. Нищевой)
Примечание: Конкурс - выставку лучше всего провести совместно с родителями воспитанников, а не ограничиться продуктивной творческой деятельностью с детьми. Это значительно повысит творческий потенциал всей задумки. Безусловно, подобный подход к проведению занятий на экологической тропе вполне по своей функциональности  напоминает проектную деятельность в рамках экологического воспитания старших дошкольников (Кстати, пример интересного проекта представлен на сайте "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"). Когда в нашем детском саду был объявлен этот конкурс, то я даже не ожидала, насколько красивыми будут принесённые композиции. Пока идёт подготовительный этап и многие родители пока только трудятся над созданием цветочных композиций, но есть и готовые шедевры. Например на представленной ниже фотографии. На страницах Интернета мне попался на глаза так же очень интересный проект по теме "Мастерская цветочной феи".
  •            Продуктивная творческая деятельность с детьми по изготовлению цветов - на выбор воспитателя и детей: оригами, аппликация, конструирование, рисование.

  •  Заучивание стихотворений с детьми о цветах.

    • Отгадывание загадок о цветах. 

  • Домашнее задание "Очерк о ромашке".

Примечание: "Домашнее задание" даётся 1-2 детям, которые совместно с родителями (и по большей части ответственность за исполнение задания, конечно,  ложится на плечи родителей) собирают информацию о ромашке. Безусловно, можно выбрать и другой цветок, например, васильки и пр.

Ожидаемый результат:  Создание альбома "Ромашка" - сборник стихотворений, фото, иллюстраций, рассказов, историй, пословиц и др., где главной героиней является ромашка.

  • Презентация  "Домашнего задания" ребёнком перед другими детьми.

  •       Чтение отрывка Николая Носова "Коротышки из Цветочного города" из "Приключений Незнайки и его друзей"и отрывка из "Алисы в Стране чудес", где Алиса разговаривает с цветами.

    • В домашних условиях: семейный просмотр соответствующих мультфильмов.

  • Целевая прогулка на луг (для возможности сравнительного анализа наблюдений).

 Ход коллективной беседы - наблюдения:

 Дети вместе с воспитателем приходят на территорию ДОУ, где расположена клумба.

Воспитатель: 

      В мире цветов так тепло и прохладно
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.

В мире цветов я желала б остаться

Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок. (В мире цветов Лариса Кузьминская)

      - Ребята, вы согласны со мной в том, что мир цветов очень красив и когда мы любуемся им, то часто как будто окунаемся в сказку? (Ответы детей)

- Обратите внимание, сколько разных цветов на нашей клумбе! И ведь каждый цветок имеет свой наряд, да такой, что он сразу выделяется среди остальных! Однако у цветов есть и много общего. Предлагаю вам рассмотреть строение цветка.

 Воспитатель демонстрирует схему строения цветка.

             Примечание: Лучше одновременно показывать настоящий цветок для наглядности и контроля. 

Посмотрев схему, воспитатель предлагает найти вокруг себя как можно больше примеров разных вариантов этой схемы у разных сортов цветов.

Воспитатель (после наблюдения обобщает):  Цветок может быть в форме колокольчика, а может быть отдельными лепестками. Листики бывают разной формы и размера, а иногда и цвета. Стебель бывает толстым и твёрдым, или тонким и гибким. 

     - Ребята, как вы думаете, почему для людей важно, чтобы вокруг них росли цветы, кусты, деревья? (Ответы детей)

    - С наступлением весны, когда солнце согревает землю и воздух, из луковиц появляются первые побеги и они быстро развиваются: появляются листья, веточки и цветочки.  Но кроме тепла и света растению нужны ещё воздух и вода.

    Воспитатель демонстрирует схему "Что необходимо растениям для роста"

    -   Кроме листьев, активно начинают расти корни, которые добывают из почвы минеральные вещества и воду. Это и есть жизненно важные условия, без которых растение не может существовать.
             Кроме красоты и тени, деревья, кусты и цветы дают нам кислород - газ, которым мы дышим. Мы - это и люди, и животные, и птицы, то есть все живые существа, которые ходят, бегают и ползают по земле. Одновременно с выделением кислорода, листья деревьев поглощают углекислый газ, тот газ, который выдыхают живые существа. Поэтому для человека, животных и птиц важны леса, луга, полянки и даже клумбы. Поэтому необходимо оберегать и ухаживать за растениями. Поэтому мы с вами тщательно заботимся о том, чтобы цветам на нашей клумбе хватало и света, и тепла (укрываем саженцы), и воды.

    Воспитатель: Каждый цветок, как мы выяснили, особенный, заслуживающий заботы и ухода. В одной сказочной истории, благодаря заботливому отношению к миру растений, вырос большой город. А какой  - вы мне сейчас сами скажите его название, послушав мой рассказ.

    -  В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался.....(вопрос к детям)?

    Дети: Цветочным.

    Воспитатель: Верно. А из какой сказочной истории?

    Дети: "Приключения Незнайки и его друзей" Н. Носова.

    Воспитатель: Молодцы! Вот и у нас на клумбе вырос свой маленький Цветочный городок, за которым ухаживают крошки - малышки. А как бы вы назвали ещё наш Цветочный городок? (Ответы детей)

    Примечание: В данном случае важно, чтобы дети выделили отдельные скопления растений или, что ещё важнее, выделили те цветы, которые в данном месяце цветут в преобладающем количестве и дали название, производное от названия цветка (по аналогии с идеей названия улиц по произведению Н. Носова).

    Воспитатель: 

          Детям нравятся цветы: Гоше - ГЕОРГИНЫ,
    Потому что он - Георгий, в  этом вся причина;
    Роза - РОЗЫ обожает, Лиля любит ЛИЛИИ.
    Любит Ромка лишь РОМАШКИ, в диком изобилии.

    Мил Максиму алый МАК, а ЖАСМИН - Жаннетте.

    Любит ИРИСЫ Иринка,  больше всех на свете.
    Симпатичен ЛЮТИК  Любе, цветик  АСТРА - Асеньке.
    Лёве  мил цветок ЛЕВКОЙ, ВАСИЛЁЧКИ - Васеньке;

    Наде с Натою - НАРЦИСС, солнышко апреля.

    А  МИМОЗЫ любит Миша, НЕЗАБУДКИ - Нелля.
    По душе ФИАЛКИ Филе, ОДУВАНЧИК - Оленьке,
    Маргарите - МАРГАРИТКИ, КОЛОКОЛЬЧИК - Коленьке.

    Нонна любит НОГОТКИ, ГЛАДИОЛУС - Глаша.

    Сидор - белую СИРЕНЬ, розовую - Саша.
    От НАСТУРЦИИ в восторге Настя до безумия,
    ЛАНДЫШ нравится Ларисе, Пете же - ПЕТУНИЯ.

    Любит Эдик ЭДЕЛЬВЕЙС, Эля любит тоже,

    Он ведь цветик гор и скал,  на звезду похожий!
    Поле по сердцу ПОДСНЕЖНИК - любит, рвать не смея;
    Кузе - милые КУВШИНКИ, Косте же - КОСМЕЯ.

    А Прасковья влюблена в синие ПРОЛЕСКИ,

    Мальчик Гия - в ГИАЦИНТЫ, в солнца вешнем блеске.
    Любит Аннушка АНЮТКИ - цветики-трёхцветики...
    Любят мамы нас, детишек, мы для них - БУКЕТИКИ! (Детям нравятся цветы Н. Самоний)

    - Цветы, как люди, могут солнцу радоваться, наслаждаться чистым воздухом! Они делают мир вокруг краше, похожим на сказку. Они делают наш дом - планету Земля - уютнее (Даже у себя дома мы разводим цветы, чтобы был воздух чище, чтобы поднимали нам настроение). Так давайте, ребята, сделаем так, чтобы и им жилось хорошо в их доме!

    Итог занятия.

     Источники: 
    1.  http://bocnumamel.blogspot.com/2011/03/blog-post_21.html
    2. http://www.playroom.ru
    3. http://lib.ru/NOSOW/nezn1.txt
    4. http://www.ivanok.ru/gor_menu/st_flowers.php
    
     
     
    Автор конспекта:
    педагог - психолог, педагог дополнительного образования 
    ДОУ №12 г. Егорьевска 
    Белова Екатерина Андреевна 

     


     

     

     

    2 коммент.:

    Анонимный комментирует...

    Очень нравится и тема, и автор. Так душевно! Успехов Вам!

    Екатерина комментирует...

    Спасибо. :) Такая поддержка воодушевляет. :) Очень приятно!

    Отправить комментарий

    Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!