Основная тема проекта

«Развитие творческого потенциала дошкольников в изодеятельности на архитектурные темы через формирование ценностной системы психологических, нравственно - духовных характеристик символа «дом»

Добро пожаловать на мини - проект "Дом с улыбкой"!

Его цель - изучение и создание ценной и интересной теоретико - практической базы в рамках формирования творческого потенциала детей на основе расширения их представлений о понятии "дом"; исследование характера связи между символом "дом" и тем, что в нём воплощает ребёнок... и, возможно, ... ВЗРОСЛЫЙ...

пятница, 3 августа 2012 г.

"Вот домик муравья. К нему подсела я"

  • Прогулка к муравейнику
  • 10 фактов о муравьях
  • Наше творчество: аппликация "Муравей" (ранний возраст)
  • Наше творчество: аппликация "Муравейник"(ранний возраст)
  • Муравейник - дом муравья
  • Как сделать муравейник искусственно
  • Занятие (непосредственная образовательная деятельность) "Муравей" в средней группе 
  • Дополнительный материал для чтения и рассказывания детям



       Прогулка к муравейнику

        Вчера всей семьёй ходили на прогулку в лес, в ельник. Ходили не просто так, а с целью  навестить большой муравейник и показать, насколько это возможно, обитателей маленькой Маришке. Самим было интересно!!! Однако, непростое это дело - наблюдать за муравьями - маленькие трудяги довольно любопытны и агрессивны, ваши ноги моментально становятся объектом их внимания (!), и в то же время удивительно расслабляет - почти как наблюдать за аквариумом :).



       Перед прогулкой решила освежить свои знания об этих насекомых. Хотя моя дочка ещё маленькая, и мой рассказ показался бы ей скучен, однако, свой интерес необходимо было подогреть, так как если увлечены родители, то и ребёнок подхватывает предложенную "волну". Материала в сети, полезного и интересного, очень много: где в рассказах, где в картинках, а где в коротких тезисах о самых интересных фактах из их жизни. И вот что я узнала.

 10 фактов о муравьях

    1. Муравьи — коренные жители каждого континента, исключение составляет разве что Антарктика. Расселяются они по Земле по сей день. Например, аргентинских муравьев не устраивала перспектива провести всю жизнь в Южной Америке и они расселились по всему миру, «переезжая» на самолетах, кораблях, грузовиках…
         Кстати, «аргентинцы» очень агрессивны, они могут разорвать на кусочки муравья в разы больше их самих. Но, несмотря на то, что они уничтожили многие виды муравьев, со своими собратьями из Японии этот вид ладит отлично. Наверное, это потому что они дальние родственники.
       2. Муравьи могут быть очень агрессивными по отношению к тем, кто представляет угрозу муравейнику или просто встает на их пути. Но особенную агрессивность они проявляют к другим видам муравьев и даже могут поработить их.
        Например, муравьи вида Protomognathus americanus совершают набеги на колонии муравьев меньших по размеру (Temnothorax). Они крадут муравьят и заставляют их нянчиться со своими детенышами.
Естественно Temnothorax не единственный порабощенный вид. Но они единственные, кто поднимает бунт против насилия над их волей. В этом случае пленники организованно забивают своих рабовладельцев.
      3. Муравьи чрезвычайно сообразительны и у них развито «чувство локтя». Например, если кормодобывающей группе нужно перейти препятствие в виде щели от ветки к ветке — а для них она целая пропасть — муравьи построят мост из своих тел, чтобы добытчики смогли по ним пройти
       Подобный опыт был проведен в лаборатории. Муравьям Panamanian установили деревянный брусок с просверленными отверстиями — устроили муравьям бег с препятствиями. Как с этим справились подопытные? Некоторые насекомые закрывали дырки своими телами, организовывая мост, а другие — «примеряли» дыру на себя, пытаясь определить тело подходящего размера, которое может заполнить отверстие.

     4. У каждой муравьиной семьи своя специализация. К примеру, одни — солдаты, а другие — фермеры. Так вот последние выращивают древесный гриб на кусках растений, заранее собранных в определенном месте. Фермеры употребляют гриб в пищу.
       А вид Allomerus decemarticulatus тоже культивирует древесный гриб, но с другой целью: они собирают волокна и кусочки растений и склеивают их этим грибом — так муравьи готовят ловушку. В результате получается пористая масса, в дырочках которой и прячутся муравьи до появления жертвы. А когда насекомое попадает в расставленные «силки», они нападают на добычу, убивая ее своими укусами. Потом охотники расчленяют насекомое и уносят с собой.
           5. Но муравьи не всегда свирепы и беспощадны. Они могут быть весьма великодушны, если это, конечно, им нужно.
        Эти насекомые очень любят нектар (он же медвяная роса), выделяемый тлей. Для них это сродни пища богов. Тля, в свою очередь, питается соком растений и ведет довольно пассивный образ жизни, а потому является легкой добычей. А муравьи охраняют их от хищников, обеспечивая надежную защиту и получая в награду вкуснейшее «блюдо» в их рационе.
          6. Что бы вы подумали, увидев человека без сознания? Как минимум предположили бы, что он еще жив, верно? Не в пример муравьям, надо сказать, особенно аргентинским. Потому что когда они считают своего товарища мертвым, то волокут его в мусорную кучу, даже если несчастное создание до сих пор шевелится.
      Дело в том, что они ориентируются по запаху, выделяемому муравьями, обладающему определенным химическим составом. Если запах исчезает, то муравей автоматически считается мертвым, и место его на свалке.
 
           7. Все животные учатся друг у друга. Но муравьи Temnothorax единственные на этой планете (после человека, разумеется), кто подошел к обучению осознанно.
        У каждого учителя один подопечный, с которым он возится весь день. Вместе они делают вылазки, в которых ученик должен изучить и запомнить новую местность. Вместе они и добывают еду, несмотря на то, что сам учитель сделал бы это раза в четыре быстрее. Но муравьи и люди давно знают, что преподавание требует огромного терпения.
            8. Зато мухи-горбатки отомстили муравьям за все, что они сделали и не сделали, захватив власть над их разумом в прямом смысле слова. Но возмездие касается почему-то только огненных муравьев.
       Дело в том, что эта муха высаживает яйца прямо в тело муравья, откуда ее личинки пробираются в голову оккупируемого и заставляют его покинуть гнездо. Спустя некоторое время личинки выводятся, а муравей остается без головы.
             9. Муравьи Mycocepurus smithii уникальны, потому что им не нужны самцы для размножения. Впрочем, ни одного самца этого вида найдено не было, и, судя по всему, самки смирились. Они размножаются исключительно путем клонирования королевой самой себя. Кстати, не без участия половых органов, чтобы вы не подумали, что размножаются они почкованием. Так что все они клоны. И подобное явление само по себе очень редкое.
          Кстати, эти феминистки научились выращивать не только древесный гриб, но и некоторые зерновые культуры.
         10. Более 200 видов муравьев из-за агрессивного поведения классифицируются как «армия». Многие предпочитают кочевую жизнь оседлой, их королевы бескрылы и атакуют врагов вместе со всеми. Почему так сложилось — загадка, зато известно, что муравьиная армия терроризирует мир уже более 100 млн. лет. (Источник) 
        
          Вот сколько интересного в их жизни! 
  

Наше творчество : аппликация "Муравей"

  Безусловно, маленькому человечку, чтобы запомнилось увиденное, необходима сопутствующая деятельность. На прогулке с моей крохой мы собрали палочки, для того чтобы потом сделать аппликацию муравья и муравейника.    

        Я сделала заготовки геометрических фигур (овалы, кружки большие и маленькие) разных цветов (красные, синие, жёлтые, зелёные) и бесцветные силуэты на альбомных листах составленных из этих геометрических фигур муравьёв (овал, большой круг и маленький). Таким образом, Маришка сначала соотносила геометрические фигуры с контурными изображениями - раскладывала фигурки - развитие восприятия формы. Я использовала цветную бумагу - самоклейку для фигур и клей - карандаш для приклеивания ножек и усиков. "Облегчение" инструментария в данном случае было необходимо, чтобы Мариша не потеряла интерес. 

      Конечно, любое творчество желательно сопровождать художественным словом. Мы, правда, стишки почитали не во время процесса, а при рассматривании картинок перед сном. 
           О. Аленкина

Вот домик муравья.
К нему подсела я.
Смотрю, а муравьишко
Листок несет в домишко.
И кажется, что он
Шагает под зонтом.

По травинкам, по листочкам,
По канавкам и по кочкам
Рыжий муравей бежит,
По делам своим спешит.
Он как солнышка кусочек,
Тоже золотистый очень.
Не смотри, что кроха он,
Он могучий словно слон.
Не боится он труда,
Не ленится никогда.
***
Е. Николаева

Долго дом из хворостинок
Собирали для семьи,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы муравьи.
       И  чуть не забыла: ещё с Маришкой собирали мозаику из трёх частей - развитие целостности восприятия. Вот чего никак не могу добиться, так это её увлечения данным занятием. Вроде делает, но с хныканьем и нежеланием. Надеюсь, со временем пройдёт!

   Наше творчество: аппликация "Муравейник"

       Аппликацию муравейник мы делали уже на следующий день, другими словами, сегодня. С одной стороны, день был посвящен  бабочке (об этом я напишу в статье о развитии восприятия и познавательной активности детей раннего возраста в блоге Психолог в ДОУ на каждый день), но, с другой стороны, в целях закрепления полученных впечатлений и знаний мы и сегодня во время прогулки сходили к муравейнику, а вечером сделали творческую композицию "Муравейник". Материалы, которые нам понадобились:
1. Разрезанные шерстяные нитки.
2. Палочки - веточки, собранные накануне.
3. Фон для композиции. Я выбрала уже готовое изображение поляны с насекомыми.
4. Клей - карандаш.
       Творческую работу мы начали с просмотра мультфильма про муравьишку, который спешит назад к своему муравейнику, а также с  изучения свойств материалов: шерстяных ниток и палочек - сравнивали на ощупь мягкие нитки и твёрдые веточки.
   
   Затем мы вместе с Маришкой намазали клеем место, где по задумке должен располагаться муравейник, и выложили нитки и палочки.
   И вот какая красота у нас получилась!!!

  А теперь о том, как же устроен  ДОМ муравьёв, который мы называем муравейником.

Муравейник - дом муравья

       Кажется, что проще муравьиной кучи. Навалена она, как миниатюрный стожок сена, внутри копошатся муравьи и все! Но это впечатление ошибочное. Куча, или конус муравейника, сложена из многочисленных хвоинок и палочек. Какое значение имеет конус? Прежде всего конус — отличная крыша, дождь скатывается по нему во все стороны. Конус возвышается над растениями. Не будь его, муравьиному жилищу не видать солнца, а муравьям было бы негде греться. Поэтому, чем гуще трава и больше падает тени на муравейник, тем он выше и как бы тянется к солнцу. Без солнца жизнь рыжего муравья невозможна: он обязательно должен прогревать своих личинок и куколок. Для этого в солнечные дни их укладывают в самые верхние камеры, расположенные с южной стороны. Ну и, наконец, рыхлый конус — отличное летнее убежище для всех жителей муравейника. В нем и воздух хорошо вентилируется, в зной не жарко, в заморозки — не холодно. Конус муравейника покоится на кольцевом вале из земли. Земляной вал прорастает корешками растений, очень крепок и служит своеобразным фундаментом. Кроме того, если случится большой ливень, вода не просочится под конус, так как путь ей преградит, как дамба, кольцевой вал. Под конусом начинается переплетение норок-ходов, которые опускаются на глубину почти в полтора метра. Почва, пронизанная земляными ходами, всегда сухая, так как ее защищает от влаги конус. В земляных ходах муравьи только зимуют. Как только наступает лето, муравьи переселяются наверх, в конус, а зимовочные ходы пустуют до глубокой осени. Таким образом, муравьи имеют две квартиры: зимнюю и летнюю. Молодой муравейник строится особенно охотно около пня. Пень очень выручает маленький конус: в нем можно проточить ходы, спрятать самку и детей, а если он высох — на самой макушке — прогревать куколок. Когда муравейник становится большим, то пень служит опорой конусу. Вот почему внутри старых муравейников часто находится пень. На конус муравьи всегда приносят большие и мелкие кусочки смолы. Некоторые муравейники бывают очень густо переслоены смолою. За ней муравьи специально ходят на стволы деревьев и подолгу трудятся над тем, чтобы оторвать от смоляного натека кусочек для своего дома. Муравьи, обитающие в березовых и осиновых лесах, не могут достать смолы, поэтому они с величайшим усердием собирают смолистые чешуйки с почек и покрывают ими весь муравейник. Для чего муравейнику смола? По-видимому, она препятствует загниванию хвоинок и палочек, из которых сложен муравейник. В смоле ведь содержатся вещества, убивающие бактерии. Заготовляется не всякая смола, а только сухие ее кусочки. Надавишь на такой кусочек, и он рассыпается на мелкие крошки. А может быть, смола, лежащая на муравейниках, высохла под лучами солнца? Вряд ли. Впрочем, это не трудно проверить. Возьмем с дерева липкий кусочек смолы и положим на муравейник. Как он хорошо пахнет скипидаром. Но муравьям не нравится этот запах. Один за другим они подскакивают к кусочку липкой смолы и скорее обратно: неровен час и прилипнешь. (Источник)

Как сделать муравейник искусственно


ЧТО ВАМ БУДЕТ НУЖНО:
• целая банка соды;
• большая банка (отлично подойдут для этого случая большие банки из-под арахисовой халвы);
• немного земли;
• влажные губка или ватный шарик;
• несколько муравьев (возьмите из одного муравейника, иначе они будут драться друг с другом);
• кусок ткани, достаточно большой, чтобы прикрыть отверстие банки;
• круглая резинка;
• черная бумага из конструктора;
• скотч;
• кусочки фруктов, хлеб, смоченный в сладкой воде, или крошки сухого корма для животных.

       1. Поместите баночку с содой в середину большой банки. Заполните пространство между банками слегка уплотненной землей.
       2. Поверх соды положите влажную губку. Сохраняйте губку влажной, вынимая ее по мере необходимости и смачивая, отжимая излишки влаги.
        3. Положите муравьев в землю.
       4. Закройте отверстие банки тканью и крепко завяжите резинкой, чтобы муравьи не смогли вылезти.
     5. Заверните банку в черную бумагу и обмотайте лентой. Вы можете раздвигать бумагу, чтобы понаблюдать за муравьями. Потребуется время, чтобы вы заметили их ходы.
       6. Каждый день давайте муравьям немного крошек сухого корма для животных.
Источник

Занятие (непосредственная образовательная деятельность) "Муравей" в средней группе

Программное содержание:
  • Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника.
  • Развивать мышление.
  • Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Оборудование:
  • Картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок.
  • Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины.
Д/и «Самые-самые»
Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая маленькая лошадка, это - … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард).
Самые умные животные, это … (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).

Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

     Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Устройство муравейника
      А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

      Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.

     Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

       Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.

          Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

        Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.

          В хлебном складе муравьи хранят зерна.

          В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.


        Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.

      В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

    Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ карт инок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).

Д/упр «Расставь картинки по порядку»
Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.

Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи»
Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под потолком.

Матка в муравейнике яйца отложила,
Их заботою родня тут же окружила.

Ну а рост муравья дальше продолжается,
И личинки из яиц вскоре появляются.

Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,
Что личинки муравьев превратятся в куколки

Вот из куколки своей
Вышел новый муравей.

      Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.

Жизнь муравьев
     Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.

      Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.

    Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе  и сообщает о ней своим собратьям.

      Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям.
Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

    Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

     Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

      Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

   Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие  птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.

     Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).

Вопросы по содержанию занятия:

1. Почему муравьев считают самыми сильными?
2. Что такое муравейник?
3. Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?
4. Почему муравьи заботятся о тлях?
5. Как появляются на свет муравьи?
6. Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?
7. Зачем муравьям усики?
8. Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?
9. Чем питаются муравьи?
10.Назовите врагов муравьев.
11.Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Дополнительный материал для чтения и рассказывания детям

 «Муравьиный терем»
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.    
                              (Т. А. Шорыгина)

«Пень-муравейник»
   Есть старые пни в лесу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочкам и  сохранившие прочную свою форму… Если. Однако, придется сесть на такой пень, то перегородки между дырочками, очевидно, разрушаются, и чувствуешь, что немного осел, то вставай немедленно: из каждой дырочки этого пня под тобой выползает множество муравьев, и ноздреватый пень окажется весь сплошным муравейником, сохранявшим обличие пня. 
                                                                               (М. Пришвин)

«Жалейкин и муравьи»
    Увидел Жалейкин плакат "Муравьи - друзья леса". Прочитал и ахнул: как же он этого раньше не знал! По незнанию собственными руками не раз муравейники разорял, по доброте муравьиными яйцами рыб прикармливал.
   А сколько раз видел, как раскапывали муравейники зелёные дятлы. Видел и не вмешивался - дятлов жалел.
   Раз застал на муравейнике большой тетеревиный выводок. Тетеревята принимали на муравейнике солнечные ванны и склёвывали муравьёв. И он их даже не прогнал!
     "А уж как, наверное, вредят открытым муравейникам ветры и проливные дожди! Но теперь больше этому не бывать! Я защищу полезных муравьёв. За дело!"
   Все муравейники на опушке Жалейкин завалил зелёной травой. Стали они похожи на стожки сена.
   Муравейники в лесу Жалейкин надёжно укрыл еловым лапником. Как шалашики стали. Дятлы и тетерева теперь до них не доберутся, рыболовы их не найдут, а ветры и ливни не повредят. Радуйтесь, муравьи!
   Но муравьи что-то не радуются. Под лапником и травой завелись на муравейниках сырость и плесень. Муравьи стали болеть, куколки их не прогревались на солнце.
   - Что же ты, Жалейкин, наделал? - поймал его за ухо лесник. - Ты что, плакаты мои не читал? Дожди и ветры муравьям не помеха: купол муравейника - надёжная крыша. Птицы и звери для них полбеды. А вот твои стожки и шалашики - беда непоправимая. И если ты им добра хочешь, не мешай им по-своему жить. Они ведь друзья леса!
                                                                             (Н. И. Сладков)

Примета:
Муравьи прячутся в гнезда – к грозе.

Загадки:
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов.     (Муравьи)

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.      (Муравьи)

Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.           (Муравьи)


В лесу у пня
Суетня, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.     (Муравьи и муравейник)

Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей –
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может … (муравей).

За пнем бугорок, а в нем – городок.      (Муравейник)

На поляне возле елок
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.    (Муравейник).

Пословицы и поговорки:
Муравью роса – ливень.
Самую злую змею может одолеть куча муравьев.
На муравейнике долго не усидишь.
Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.
Муравей не по себе ношу тащит, да никто спасибо не скажет, а пчела по искорке носит, да людям угождает.
Спотыкаются не о гору, а о муравейник.


Муравей в геральдике – символ трудолюбия и покорности.

  «Про меня и муравья»
Нёс однажды муравей
Две травинки для дверей,
Вдруг ему навстречу кот
Вышел грозно из ворот.

Не обижайте муравья,
Его обидеть просто:
Он очень ма…, он очень ма…
Он маленького роста.

Закричал коту я: Брысь!
ГАВ-ГАВ-ГАВ! Поберегись!
И разбойничьи усы
Сразу спрятались в кусты.

В муравьиный дом теперь
Мне всегда открыта дверь.
Только жаль, что для меня
Дверь мала у муравья.

Не обижайте муравья,
Его обидеть просто:
Он очень ма…, он очень ма…
Он маленького роста.

                                 (Степанов Владимир Александрович)

"О муравьях".
     Один раз я пришла в кладовую достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. Муравьи ползали и в средине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьёв ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.
      Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка. Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьёв.
     Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много муравьёв пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. Я сняла банку и поставила её в другое место.
                                                                    (Лев Толстой)

 Пояснения к картинке «Муравейник в разрезе»
1. Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.

3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.

6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна.

7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.

9. "Коровник", где муравьи содержат тлей.

10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.

Виталий Бианки « Как муравьишка домой спешил»

       Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
       Муравьишка сел на листок и думает: "Отдохну немножко - и вниз".
     У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, - все домой бегут. Сядет солнце, - и муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
       Солнце уже к лесу спускалось.
       Муравей сидит на листке и думает: "Ничего, поспею: вниз ведь скорей".
       А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.
       Несется листок через лес, через реку, через деревню.
      Летит Муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг за деревней да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.
      Лежит и думает: "Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай".
     Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки.
       Муравьишка говорит Землемеру:
- Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.
- А кусаться не будешь?
- Кусаться не буду.
- Ну садись, подвезу.
    Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост - к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить.
       Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.
- Не могу больше! - кричит. - Стой! А то укушу!
      Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.
      Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается.
- Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Ну что ж, садись, подвезу.
     Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.
       Начал Паук свои ходули переставлять - одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.
         Остановился Паук.
- Слезай, - говорит. - Вон Жужелица бежит, она резвей меня.
         Слез Муравьишка.
- Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Садись, прокачу.
      Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня.
        Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит.
        Вмиг домчались до картофельного поля.
- А теперь слезай, - говорит Жужелица. - Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.
        Пришлось слезть.
      Картофельная ботва для Муравьишки - лес густой. Тут и со здоровыми ногами - целый день бежать. А солнце уж низко.
        Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:
- А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.
        Обернулся Муравьишка - стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.
- Да ты маленький! Тебе меня не поднять.
- А ты-то большой! Лезь, говорю.
        Кое-как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только-только ножки поставил.
- Влез? 
- Ну, влез.
- А влез, так держись.
      Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки - а они у него как пружинки, складные - да щелк! - распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! - на другой. Щелк! - на третьей.
      Так весь огород и отщелкал до самого забора.
      Муравьишка спрашивает:
- А через забор можешь?
- Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.
- Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Садись на загривок.
        Сел Муравьишка Кузнечику на загривок.
     Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.
- Стоп! - сказал Кузнечик. - Приехали.
         Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плыви - не переплывешь.
        А солнце еще ниже.
        Кузнечик говорит:
- Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.
        Затрещал по-своему, глядь - бежит по воде лодочка на ножках.
        Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.
- Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Ладно, садись, перевезу.
        Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху.
        А солнце уж совсем низко.
- Миленький, шибче! - просит Муравьишка. - Меня домой не пустят.
- Можно и пошибче, - говорит Водомер.
       Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.
- А по земле не можешь? - спрашивает Муравьишка.
- По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.
       Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке, домой!
- Гляди, - говорит Водомер, - вот тебе и конь ползет.
        Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ - тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь?
        Все-таки послушался Водомера.
- Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- А ты где живешь?
- В муравейнике за лесом.
- Далеконько... ну, что с тобой делать? Садись, довезу.
         Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку.
- Сел, что ли?
- Сел.
- А куда сел?
- На спину.
- Эх, глупый! Полезай на голову.
        Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.
          Стал Жук пыхтеть, надуваться: "Уф! Уф! Уф!"
         Будто мотор заводит.
- Дяденька, - просит Муравьишка, - поскорей! Миленький, поживей!
         Не отвечает Жук, только пыхтит: "Уф! Уф! Уф!"
        Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. "Жжж! Тук-тук-тук!.." - поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх - выше леса.
        Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.
        Как помчал Хрущ - у Муравьишки даже дух захватило.
        "Жжж! Тук-тук-тук!" - несется Жук, буравит воздух, как пуля.
       Мелькнул под ним лес - и пропал.
       А вот и береза знакомая, и муравейник под ней.
      Над самой вершиной березы выключил Жук мотор и - шлеп! - сел на сук.
 - Дяденька, миленький! - взмолился Муравьишка. - А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.
      Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.
         Подумал и говорит:
- А уж как тебе вниз спуститься, - не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.
       Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом родной.
       Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.
       Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.
       Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке  Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.
- Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась - не пустят меня домой ночевать.
- Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.
- Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!
          Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет!
         С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа - и полетела вниз.
      А Муравьишка на ней висит - крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху - дерг!
         И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.
       Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с    Листоверткой всё ниже, ниже, ниже опускаются.
         А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.
         Все закрыли - один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк-и домой!
         Тут и солнышко зашло.




7 коммент.:

Лилия Павловна Казанцева комментирует...

Здравствуйте, Екатерина Андреевна!
Пост ориентирован совсем на другую аудиторию, но... как же интересно! Спасибо!

Екатерина Белова комментирует...

Лилия Павловна, ну, что Вы?!!! :)) "Все мы родом из детства". Я рада, что Вам понравилось, отозвалось, как говорят. :) Очень ценю Вашу поддержку. :) Спасибо. :)

Татьяна Беляева комментирует...

Добрый день, Екатерина Андреевна. Как же познавательно, интересно, обновить знания тоже полезно. У Вас получился целый проект, можно его обосновать с научной точки зрения (цель, задачи, предполагаемый результат и т. д.). А может это быть и методической разработкой. Пусть методист напишет рецензию, а хотите я напишу, поставлю печать. И Вашей разработкой будем пользоваться. Скан - копию вышлю на почту.. Между прочим, это дает хорошие баллы при аттестации.

Екатерина Белова комментирует...

Татьяна Ивановна, как бальзам на душу! :) Правда. :) Дело в том, что разработка есть - я как раз занимаюсь тем, что готовлю её к публикации - шаг за шагом, что делали, что сделали, что наметили, а не успели, а что оказалось просто невыполнимым. У меня столько материала накопилось!... Но... одним из значимых факторов, помимо всех других объективных причин, почему я на время оставила проект, - это было то, что я на аттестации по психологии показала его... Я была уверена, что он вызовет разные эмоции: где - то согласие, где - то несогласие, но интерес, несомненно! Однако к полному равнодушию была совсем не готова... Меня это как - то охватило волной тоски... Надо было передохнуть и подумать, а стоит ли на мнении двух, далёких от практики детского сада, людей строить свой интерес. Сейчас поняла, что не стоило.
Конечно, я была бы очень рада конструктивной критике. Я после публикации документационной базы буду ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНА вашей рецензии! И надеюсь на это. :) (моя почта: fomalgautplanet@mail.ru) Моя методист меня поддерживает и очень, но хотелось бы и Вашей поддержки! Разработкой, безусловно, поделюсь. И, может, кто - нибудь из Ваших педагогов захочет стать соавтором и опубликовать своё, дополнив электронный вариант. Причём, как видите, сам блог - это более широкие границы - здесь уместно всё: мысли, интересные архитектурные находки, просто осмысление понятия "дом" и "бездомный". Здесь и творчество, и теория. Если будет желание, то я обязательно подключу аккаунт. :)

Татьяна Беляева комментирует...

Екатерина Андреевна, почту скопировала, рецензию напишу в апреле, сейчас на курсах повышения, потом участие в конкурсе к 9 мая. Скиньте мне цель и задачи. Кстати, я дружу с заведующей из Геленджика и мы с ней обмениваемся методическими разработками и пишем рецензии. Очень полезно.

Екатерина Белова комментирует...

Спасибо, Татьяна Ивановна. :) Мне не к спеху, а к желанию. :) Поэтому ориентируйтесь только на своё время! А у меня как раз есть возможность более обдуманно подойти к самому проекту.

алена решетова комментирует...

Катя, спасибо за подборку! Искала материал как сделать муравейник и набрела на твой материал! Очень очень пригодится! В пятницу тема "Муравей"- по запросу.

Отправить комментарий

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!