Основная тема проекта

«Развитие творческого потенциала дошкольников в изодеятельности на архитектурные темы через формирование ценностной системы психологических, нравственно - духовных характеристик символа «дом»

Добро пожаловать на мини - проект "Дом с улыбкой"!

Его цель - изучение и создание ценной и интересной теоретико - практической базы в рамках формирования творческого потенциала детей на основе расширения их представлений о понятии "дом"; исследование характера связи между символом "дом" и тем, что в нём воплощает ребёнок... и, возможно, ... ВЗРОСЛЫЙ...

среда, 1 августа 2012 г.

Выставка "Наш дом - планета Земля". Детям о творчестве Томаса Кинкейда



      Предисловие

Данную обзорную статью я уже публиковала в своём блоге "Блог педагога дополнительного образования Екатерины Беловой". Но поскольку проекту "Дом с улыбкой" было решено уделить особое пространство, то именно на страницах данного блога я ещё раз публикую её с небольшими дополнениями. Напомню, что она о вводной работе со старшими дошкольниками в рамках проекта, когда задумка практической части только приобретала свою форму.

 Выставка "Наш дом - планета Земля". Творчество Томаса Кинкейда

Знаком ли Вам тест «Дом – дерево – человек»? «Да», - скажете Вы. Верите ли Вы ему? …Уверена, что многие скажут: «Отчасти». И ведь действительно, на все 100% сказать, что тест объективен, невозможно. Более того, он часто ситуативен, другими словами, отражается проблемная ситуация, которую человек переживает в данный момент, завтра это может быть другой рисунок. А ведь малыши, как никто другой, способны жить настоящим. Это тот самый ускользающий от взрослого восприятия миг.
Ведя занятия по рисованию под общей тематикой «дом» с дошколятами, обнаружила, что если пустить процесс на творческий самотёк, то многие малыши рисуют психологические рисунки. Конечно, психологи, которые когда – то выделили данный конструкт в качестве основного диагностического элемента, сделали это не случайно…  
В статье Марины Аромштам «Дом, дерево, человек: три источника и три составные части образа мира», на которую я ссылалась ранее в сообщении о рисовании зимнего леса, о доме написано так: «Подобно дереву, дом в сознании древнего человека являлся не просто жилищем, но имел высокий семантический статус — был моделью космоса, сотворенной по определенным законам пространства. При строительстве культовых построек (таких, например, как храмы) образ Вселенной воплощался сознательно. При строительстве жилых домов — скорее всего, неосознанно. Но это, считают исследователи, придает семантической нагруженности образа дома в качестве модели мира дополнительное значение. Дом, подобно дереву, тоже являлся точкой отсчета пространства, тоже членил мировое пространство на центр и периферию, на верх (крыша), низ (подполье) и середину (жилые помещения)».
Я задумалась, как в ходе педагогической деятельности в рамках рисования разнообразить детские рисунки домов? Родилась идея психолого - педагогического проекта, который можно развернуть  в данном направлении.
Проект «Дом с улыбкой».
Проект долгосрочный, рассчитан на 5 лет.
Первая часть проекта рассчитана на 3 года.
Вторая часть проекта рассчитана на 2 года.
Участники проекта (часть 1):
      дети старшей и подготовительной групп,
      родители воспитанников,
      педагог дополнительного образования,
      педагог – психолог,
      воспитатели.
Цель 1 - ой части проекта в рамках художественно – эстетического воспитания: формирование творческого потенциала детей  на основе расширения представлений  детей о понятии «дом».
Цель 1 - ой части проекта в рамках психологического подхода: исследование  характера связи между символом «дом» и тем, что в нём воплощает ребёнок.
Соответственно вторая часть проекта носит формирующий характер.
Результат проекта: разработка методических рекомендаций для проведения эффективной подготовительной работы к занятиям по рисованию на темы «Строители строят дом», «Сказочные домики», «На селе построены разные дома», «С чего начинается Родина»?», «Город вечером», «Сказочный дворец» (список тем архитектурной направленности может дополниться, учитывая изменяющийся характер в образовательном пространстве на сегодняшний день). Уже после было также решено, что другим важным результатом проектной деятельность будет создание предметно - развивающей среды, основанной на формировании положительного восприятия образа дома, а также разработка цикла занятий в рамках темы психолого - педагогической направленности с параллельной разработкой и созданием игровых пособий.
   С радостью отметила, что в интернете можно встретить по данной теме или похожей много материала. Что - то обязательно попробую. Например, очень понравилась наработка по формированию положительного образа родного дома в понимании дошкольников (как один из блоков работы). Кстати, по обзору интересных проектов я напишу отдельную статью.
 
Задачи:
      Определить символическое и эмоциональное  значение понятия «дом» в сознании старшего дошкольника.
      Проанализировать воплощение творческого замысла дошкольниками в рисунках на занятиях «Строители строят дом», «Сказочные домики», «На селе построены разные дома», «С чего начинается Родина?», «Город (село) вечером», «Сказочный дворец».
      Формировать у детей познавательный интерес к  планете Земля как общему дому человечества.
      Формировать экологическую культуру дошкольников.
      Вызывать эмоциональный отклик на художественные образы Земли, её флоры и фауны.
      Познакомить с художниками, изображающими флору и  фауну Земли.
      Познакомить с некоторыми средствами выразительности: композиция, колорит,  агглютинация (соединение качеств, свойств, частей предметов, которое в реальности невозможно).
      Развивать способность переноса имеющихся знаний и представлений о космосе, о флоре и фауне Земли на воплощение творческого замысла при изображении Солнечной системы, планеты Земля, домика лесной феи («Сказочные домики»).
      Обогащать  детско – родительские отношения, повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми.
      Развивать творческое воображение детей, фантазию, инициативу в познавательно – поисковой деятельности.
      Формировать основы аналитико – синтетического мышления.
Положения проекта ещё находятся на доработке, но сама идея и направление движения уже понятны.
Некоторые шаги по проекту уже сделаны. Проведены занятия с анализом. Некоторые уже были опубликованы в блоге. Например, «Терем –теремок», «Сказочный дворец», дети посетили импровизированный музей дворцов и замков. Помимо этого дети осенью посетили экологическую мини - выставку «Наш дом – планета Земля», где было представлено и  творчество родителей наших дошколят, а также беседа возле панно «Окно в космос». 



Планета Земля со стремящимся к ней астероидом с девочкой - это моё творение, вдохновлённое сказочной историей Антуана де Сент - Экзюпери "Маленький принц".
 В рамках проекта мы решили познакомить детей с творчеством современного американского художника Томаса Кинкейда. Почему именно на него пал выбор? Для этого заходим в интернет и обращаемся к его биографии. Её прочтение и просмотр виртуальных репродукций позволяет прийти к пониманию, что в его картинах дом – центральный объект. Пресса назвала художника «Мастером Света». «Его живопись, наполненная светом и спокойствием, приносит миллионам людей надежду и радость. Каждая картина Кинкейда – тайное обращение к человеку, заставляющее нас задуматься о таких ценностях, как семья, религия, природа». Определённо, это то, что нам необходимо.





0 коммент.:

Отправить комментарий

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!